2021-2025 гг.
Муниципальная программа «Развитие общественного здоровья в Ребрихинском районе» на 2021-2025
Сроки реализации программы
1.1. Географические характеристики
Ребрихинский район – входит в состав Алтайского края, с административным центром в селе Ребриха.
Район расположен в центральной части Алтайского края, лесостепной зоне, на левобережье реки Оби. Район находится на одном из высоких участков Приобского плато. Рельеф района представляет собой слабоволнистую равнину, изрезанную глубокими и неглубокими балками, в которых расположены ленточные боры. Касмалинский ленточный бор разделяет район на почти равные по площади половины. По Кулундинскому ленточному бору проходит северная, а по Барнаульскому – южная граница района. В 1964 году на территории района организован заказник «Касмалинский» с целью сохранения природного комплекса ленточного бора.
Ребрихинский район образован в 1924 году. В районе 28 населенных пунктов. Село Ребриха расположено в 113 км к западу от г.Барнаула, до ближайшей железнодорожной станции Ребриха - 12 км. По территории района проходят автомобильные трассы «Барнаул – Ребриха – Буканка», «Павловск – Ребриха – Шарчино».
По территории Ребрихинского района протекают реки: Кулунда, Касмала, имеется 5 озер.
1.2. Демографические характеристики
Наименование показателя |
2018г. |
2019г. |
2020г. |
Динамика |
Численность населения на начало года, чел. |
22835 |
22664 |
22380 |
-1,25 |
в том числе: |
||||
мужчины |
10752 |
10700 |
10581 |
-1,1 |
женщины |
12083 |
11964 |
11799 |
-1,38 |
Численность населения в трудоспособном возрасте, чел. |
10960 |
10737 |
10874 |
1,28 |
Численность населения в возрасте старше трудоспособного, чел. |
6806 |
6959 |
6658 |
-4,33 |
Численность населения в возрасте младше трудоспособного, чел. |
4549 |
4647 |
4295 |
-7,57 |
Число родившихся, чел. |
226 |
206 |
202 |
-1,94 |
Число умерших, чел. |
325 |
351 |
394 |
12,25 |
Естественный прирост, чел. |
-4,34 |
-6,4 |
-8,6 |
34,4 |
Число прибывших, чел. |
793 |
760 |
551 |
-27,5 |
Число выбывших, чел. |
848 |
893 |
652 |
-27 |
Миграционный прирост, чел. |
-55 |
-133 |
-101 |
-24,1 |
Коэффициент демографической нагрузки на начало года, на 1000 человек трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособных возрастов |
621,0 |
648,1 |
612,3 |
-5,5 |
На 01.01.2020 численность населения Ребрихинского района уменьшилась по сравнению с началом 2018 года на 455 человек и составила 22380 человек.
Снижение численности населения района произошло как за счет превышения числа умерших над родившимися, так и за счет отрицательной миграции.
Численность женского населения (52,7%) превышает численность мужского (47,3%).
Доля населения трудоспособного возраста составляет 48,6%, старше трудоспособного – возраста 29,7%, младше трудоспособного возраста – 19,2%.
Численность населения в возрасте старше трудоспособного возраста с каждым годом увеличивается, что ведет к нарастанию демографической нагрузки на население трудоспособного возраста. В 2020 году коэффициент общей демографической нагрузки в районе составил 612,3 на 1000 лиц трудоспособного возраста.
1.3. Основные социально-экономические показатели
1.4. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Здоровье граждан - это основной элемент национального богатства страны, необходимый для производства материальных и культурных ценностей, поэтому забота о его сохранении является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
В настоящее время собраны убедительные доказательства о влиянии на здоровье целого ряда социально-экономических и культурных факторов (детерминанты здоровья, к которым относят уровень дохода, качество жилья, уровень образования, благоустройство мест обитания, развитие транспорта, качество и доступность медицинской помощи, качество питания, вредные привычки и зависимости). В глобальном масштабе проблемы здоровья обусловлены финансовым и экономическим кризисом, социальными условиями, которые влияют на распространение неинфекционных заболеваний, психических расстройств, угрозу пандемий инфекционных заболеваний, рост производства вредных для здоровья товаров и услуг (алкоголя, табака и др.). Эти процессы оказывают огромное влияние на здоровье и демографическую ситуацию в масштабах не только планеты или Европейского региона, но конкретных городов. На муниципальном уровне неоспоримое влияние на здоровье людей оказывает поддержка муниципальными властями межведомственной деятельности по укреплению здоровья.
Динамика показателей медицинской и демографической статистики свидетельствует о том, что программно-целевой подход к решению проблем общественного здоровья дает позитивные результаты. Комплексные меры, в которых значительная роль отводится просветительской деятельности по вопросам здоровья, программно-целевой подход на основе межведомственного сотрудничества меняют негативные демографические тенденции. Идет процесс формирования ответственного и осознанного отношения людей к здоровью, к жизни как к непреложной ценности.
Вместе с тем продолжается рост неинфекционных заболеваний, причиной которых часто становятся нерациональное питание, дефицит йода, гиподинамия, социальный стресс, пагубное употребление алкоголя, курение, употребление психоактивных веществ, социальная изоляция. В общей заболеваемости взрослого населения на первом месте - болезни системы кровообращения. В патологии сердечно-сосудистой системы превалирующее значение имеют ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда и сосудистые поражения головного мозга во всех возрастных группах. Неинфекционные заболевания признаны основными причинами смертности в трудоспособном возрасте.
1.5. Формы и методы работы
В работе примут участие учреждения, организации, образовательные учреждения, СМИ, бизнес, НКО, волонтеры. Будут использоваться различные формы вовлечения населения: фестивали, творческие конкурсы, тематические мероприятия, акции, флешмоб-акции; обучающие семинары, тренинги, круглые столы, пресс-конференции, конференции; распространение печатных изданий (буклетов, информационных листков), публикации в печатных изданиях, журналах и других СМИ. Будут проводиться информационные кампании: использоваться СМИ, интернет-ресурсы, средства рекламы.
В рамках Программы будут осуществлены меры, направленные на организацию массовых мероприятий, совершенствование методической и просветительской работы с населением, развитие кадров и материально-технической базы для физической активности и спорта; меры, направленные на борьбу с курением, наркоманией, алкоголизмом.
Для формирования здорового образ жизни, профилактики неинфекционных болезней, пропаганды активного образа жизни, здорового питания, улучшения условий на рабочих местах будут осуществляться:
-обучение населения в школах здоровья в муниципальных учреждениях здравоохранения и в школах здоровья в центрах социального обеспечения;
-обучение детей основам безопасного поведения и здорового образа жизни;
-проведение мероприятий и акций на предприятиях и в учреждениях;
-проведение мероприятий и акций во время городских праздников;
-проведение акций и мероприятий, посвященных Всемирному дню здоровья;
-проведение акций и мероприятий в День пожилого человека, День отказа от курения, День борьбы с ВИЧ/СПИДом, в другие даты ВОЗ;
-использование традиционных районных праздников и массовых мероприятий с участием руководителей муниципального образования для пропаганды физической активности и спорта;
-организация и проведение информационных кампаний;
-организация и проведение спортивных состязаний для разных групп населения.
Будет продолжаться наращивание потенциала общественного сектора здравоохранения, совершенствоваться учебно-методический и кадровый потенциал через следующие действия:
-организация и проведение методических и учебных семинаров;
-совершенствование работы отделения медицинской профилактики учреждений здравоохранения, образования, дошкольного образования и воспитания.
Органы местного самоуправления играют особую роль в формировании здорового образа жизни населения и ключевое значение в достижении задач, определенных Указом Президента РФ от 07.05.2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.».
Для развития потенциала общественного сектора здравоохранения предполагается:
-проведение информационных кампаний, направленных на формирование благоприятного для здоровья информационного пространства;
-развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования, социальной поддержки, спорта, других партнеров;
-развитие партнерских сетей в муниципальном образовании, межведомственных и межсекторальных связей;
-вовлечение гражданского общества;
-развитие социальных связей, особенно для уязвимых групп населения;
-содействие предприятиям разных форм собственности, предлагающим населению здоровые продукты питания, воду, информацию;
-содействие предприятиям, которые участвуют в создании здоровых рабочих мест.
Администрация Ребрихинского района реализует полномочия в сфере охраны здоровья, установленные статьей 17 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ).
Реализация Программы положительно скажется на формировании здорового образа жизни жителей района, профилактике распространения заболеваний, в том числе представляющих опасность для окружающих, а также на улучшении ситуации с количеством квалифицированных специалистов Ребрихинского района.
Проблема нехватки медицинских работников особенно актуальна для работников первичного звена, работающих в амбулаторно-поликлинических отделениях на участках в учреждениях здравоохранения района. Анализ показал, что укомплектованность амбулаторно-поликлинической службы района кадрами составляет – 86,6 % средним медицинским персоналом и 71,8 % - врачами. Среднее количество участковых врачей от общего числа медперсонала в поликлиниках - 20,7%.
С помощью мероприятий, предусмотренных Программой, появится возможность реализации мер, направленных на профилактику заболеваний, в том числе социально значимых, заболеваний, представляющих опасность для окружающих, информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование у граждан города мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.
Целью Программы являются профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни граждан Ребрихинского района и создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников для работы в государственных учреждениях здравоохранения района; снижение уровня заболеваемости, смертности и инвалидности, вызванной поддающимися профилактике и предотвратимыми неинфекционными и инфекционными заболеваниями путем обеспечения межсекторального сотрудничества и системной работы на муниципальном уровне, которая позволит населению достичь наивысшего уровня здоровья и производительности в каждой возрастной и социальной группах.
Достижение поставленных целей предполагается путем выполнения следующих задач:
- развитие механизма межведомственного взаимодействия в создании условий для профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний, формирования потребности и ведения населением здорового образа жизни;
- проведение мониторинга поведенческих и других факторов риска, оказывающих влияние на состояние здоровья граждан;
- проведение мероприятий, направленных на повышение информированности населения по снижению действий основных факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), первичной профилактике заболеваний полости рта, оказанию первой медицинской помощи при жизнеугрожающих состояниях, а также мероприятий, направленных на профилактику заболеваний репродуктивной сферы и раннее выявление онкологических заболеваний;
- проведение мероприятий, направленных на снижение вреда здоровью жителей Ребрихинского района, обусловленного факторами риска неинфекционных заболеваний (НИЗ): артериальной гипертонии, сахарного диабета, ишемической болезни сердца (ИБС), гиподинамии, пагубного употребления табака и алкоголя, нерационального питания и стресса и др.;
- формирование благоприятного информационного пространства;
- проведение мероприятий, направленных на обеспечение диспансеризации и профилактических осмотров определенных групп взрослого населения;
- проведение мероприятий, направленных на охват населения профилактическими прививками в соответствии с Национальным календарем прививок.
Перечень показателей сформирован на основании Указа Президента РФ от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», приоритетного национального проекта «Демография» федерального проекта «Укрепление общественного здоровья», рекомендаций ВОЗ в соответствии с приоритетными направлениями Vфазы проекта «Здоровые города» и показателями здоровья населения, которые используются в медицинской статистике.