Администрация Ребрихинского района Алтайского края
Алтайский край, Ребрихинский район с. Ребриха, пр-т Победы, 39

Муниципальная программа «Развитие общественного здоровья в Ребрихинском районе» на 2021-2025

Сроки реализации программы

2021-2025 гг.

Краткое описание программы

1.1. Географические характеристики

Ребрихинский район – входит в состав Алтайского края, с административным центром в селе Ребриха.

Район расположен в центральной части Алтайского края, лесостепной зоне, на левобережье реки Оби. Район находится на одном из высоких участков Приобского плато. Рельеф района представляет собой слабоволнистую равнину, изрезанную глубокими и неглубокими балками, в которых расположены ленточные боры. Касмалинский ленточный бор разделяет район на почти равные по площади половины. По Кулундинскому ленточному бору проходит северная, а по Барнаульскому – южная граница района. В 1964 году на территории района организован заказник «Касмалинский» с целью сохранения природного комплекса ленточного бора.

Ребрихинский район образован в 1924 году. В районе 28 населенных пунктов. Село Ребриха расположено в 113 км к западу от г.Барнаула, до ближайшей железнодорожной станции Ребриха - 12 км. По территории района проходят автомобильные трассы «Барнаул – Ребриха – Буканка», «Павловск – Ребриха – Шарчино».

По территории Ребрихинского района протекают реки: Кулунда, Касмала, имеется 5 озер.

1.2. Демографические характеристики

Наименование показателя

2018г.

2019г.

2020г.

Динамика

Численность населения на начало года, чел.

22835

22664

22380

-1,25

в том числе:

мужчины

10752

10700

10581

-1,1

женщины

12083

11964

11799

-1,38

Численность населения в трудоспособном возрасте, чел.

10960

10737

10874

1,28

Численность населения в возрасте старше трудоспособного, чел.

6806

6959

6658

-4,33

Численность населения в возрасте младше трудоспособного, чел.

4549

4647

4295

-7,57

Число родившихся, чел.

226

206

202

-1,94

Число умерших, чел.

325

351

394

12,25

Естественный прирост, чел.

-4,34

-6,4

-8,6

34,4

Число прибывших, чел.

793

760

551

-27,5

Число выбывших, чел.

848

893

652

-27

Миграционный прирост, чел.

-55

-133

-101

-24,1

Коэффициент демографической нагрузки на начало года, на 1000 человек трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособных возрастов

621,0

648,1

612,3

-5,5

На 01.01.2020 численность населения Ребрихинского района уменьшилась по сравнению с началом 2018 года на 455 человек и составила 22380 человек.

Снижение численности населения района произошло как за счет превышения числа умерших над родившимися, так и за счет отрицательной миграции.

Численность женского населения (52,7%) превышает численность мужского (47,3%).

Доля населения трудоспособного возраста составляет 48,6%, старше трудоспособного – возраста 29,7%, младше трудоспособного возраста – 19,2%.

Численность населения в возрасте старше трудоспособного возраста с каждым годом увеличивается, что ведет к нарастанию демографической нагрузки на население трудоспособного возраста. В 2020 году коэффициент общей демографической нагрузки в районе составил 612,3 на 1000 лиц трудоспособного возраста.

1.3. Основные социально-экономические показатели

1.4. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Здоровье граждан - это основной элемент национального богатства страны, необходимый для производства материальных и культурных ценностей, поэтому забота о его сохранении является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

В настоящее время собраны убедительные доказательства о влиянии на здоровье целого ряда социально-экономических и культурных факторов (детерминанты здоровья, к которым относят уровень дохода, качество жилья, уровень образования, благоустройство мест обитания, развитие транспорта, качество и доступность медицинской помощи, качество питания, вредные привычки и зависимости). В глобальном масштабе проблемы здоровья обусловлены финансовым и экономическим кризисом, социальными условиями, которые влияют на распространение неинфекционных заболеваний, психических расстройств, угрозу пандемий инфекционных заболеваний, рост производства вредных для здоровья товаров и услуг (алкоголя, табака и др.). Эти процессы оказывают огромное влияние на здоровье и демографическую ситуацию в масштабах не только планеты или Европейского региона, но конкретных городов. На муниципальном уровне неоспоримое влияние на здоровье людей оказывает поддержка муниципальными властями межведомственной деятельности по укреплению здоровья.

Динамика показателей медицинской и демографической статистики свидетельствует о том, что программно-целевой подход к решению проблем общественного здоровья дает позитивные результаты. Комплексные меры, в которых значительная роль отводится просветительской деятельности по вопросам здоровья, программно-целевой подход на основе межведомственного сотрудничества меняют негативные демографические тенденции. Идет процесс формирования ответственного и осознанного отношения людей к здоровью, к жизни как к непреложной ценности.

Вместе с тем продолжается рост неинфекционных заболеваний, причиной которых часто становятся нерациональное питание, дефицит йода, гиподинамия, социальный стресс, пагубное употребление алкоголя, курение, употребление психоактивных веществ, социальная изоляция. В общей заболеваемости взрослого населения на первом месте - болезни системы кровообращения.  В патологии сердечно-сосудистой системы превалирующее значение имеют ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда и сосудистые поражения головного мозга во всех возрастных группах. Неинфекционные заболевания признаны основными причинами смертности в трудоспособном возрасте.

1.5. Формы и методы работы

В работе примут участие учреждения, организации, образовательные учреждения, СМИ, бизнес, НКО, волонтеры. Будут использоваться различные формы вовлечения населения:  фестивали, творческие конкурсы, тематические мероприятия, акции, флешмоб-акции; обучающие семинары, тренинги, круглые столы, пресс-конференции, конференции; распространение печатных изданий (буклетов, информационных листков), публикации в печатных изданиях, журналах и других СМИ. Будут проводиться информационные кампании: использоваться СМИ, интернет-ресурсы, средства рекламы.

В рамках Программы будут осуществлены меры, направленные на организацию массовых мероприятий, совершенствование методической и просветительской работы с населением, развитие кадров и материально-технической базы для физической активности и спорта; меры, направленные на борьбу с курением, наркоманией, алкоголизмом.

Для формирования здорового образ жизни, профилактики неинфекционных болезней, пропаганды активного образа жизни, здорового питания, улучшения условий на рабочих местах будут осуществляться:

-обучение населения в школах здоровья в муниципальных учреждениях здравоохранения и в школах здоровья в центрах социального обеспечения;

-обучение детей основам безопасного поведения и здорового образа жизни;

-проведение мероприятий и акций на предприятиях и в учреждениях;

-проведение мероприятий и акций во время городских праздников;

-проведение акций и мероприятий, посвященных Всемирному дню здоровья;

-проведение акций и мероприятий в День пожилого человека, День отказа от курения, День борьбы с ВИЧ/СПИДом, в другие даты ВОЗ;

-использование традиционных районных праздников и массовых мероприятий с участием руководителей муниципального образования для пропаганды физической активности и спорта;

-организация и проведение информационных кампаний;

-организация и проведение спортивных состязаний для разных групп населения.

Будет продолжаться наращивание потенциала общественного сектора здравоохранения, совершенствоваться учебно-методический и кадровый потенциал через следующие действия:

-организация и проведение методических и учебных семинаров;

-совершенствование работы  отделения медицинской профилактики учреждений здравоохранения, образования, дошкольного образования и воспитания.

Органы местного самоуправления играют особую роль в формировании здорового образа жизни населения и ключевое значение в достижении задач, определенных Указом Президента РФ от 07.05.2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.».

Для развития потенциала общественного сектора здравоохранения предполагается:

-проведение информационных кампаний, направленных на формирование благоприятного для здоровья информационного пространства;

-развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования, социальной поддержки, спорта, других партнеров;

-развитие партнерских сетей в муниципальном образовании, межведомственных и межсекторальных связей;

-вовлечение гражданского общества;

-развитие социальных связей, особенно для уязвимых групп населения;

-содействие предприятиям разных форм собственности, предлагающим населению здоровые продукты питания, воду, информацию;

-содействие предприятиям, которые участвуют в создании здоровых рабочих мест.

Администрация Ребрихинского района  реализует полномочия в сфере охраны здоровья, установленные статьей 17 Федерального закона от 21.11.2011 №  323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ).

Реализация  Программы положительно скажется на формировании здорового образа жизни жителей района, профилактике распространения заболеваний, в том числе представляющих опасность для окружающих, а также на улучшении ситуации с количеством квалифицированных специалистов Ребрихинского района.

Проблема нехватки медицинских работников особенно актуальна для работников первичного звена, работающих в амбулаторно-поликлинических отделениях на участках в учреждениях здравоохранения района. Анализ показал, что укомплектованность амбулаторно-поликлинической службы  района кадрами составляет – 86,6 % средним медицинским персоналом и 71,8 % - врачами.  Среднее количество участковых врачей от общего числа медперсонала в поликлиниках -  20,7%.

С помощью мероприятий, предусмотренных Программой, появится возможность реализации мер, направленных на профилактику заболеваний, в том числе социально значимых, заболеваний, представляющих опасность для окружающих, информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование у граждан города  мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

Основные цели и задачи программы

Целью Программы  являются профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни граждан Ребрихинского района и создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников для работы в государственных учреждениях здравоохранения района; снижение уровня заболеваемости, смертности и инвалидности, вызванной поддающимися профилактике и предотвратимыми неинфекционными и инфекционными заболеваниями путем обеспечения межсекторального сотрудничества и системной работы на муниципальном уровне, которая позволит населению достичь наивысшего уровня здоровья и производительности в каждой возрастной и социальной группах.

Достижение поставленных целей предполагается путем выполнения следующих задач:

- развитие механизма межведомственного взаимодействия в создании условий для профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний, формирования потребности и ведения населением здорового образа жизни;

- проведение мониторинга поведенческих и других факторов риска, оказывающих влияние на состояние здоровья граждан;

- проведение мероприятий, направленных на повышение информированности населения по снижению действий основных факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), первичной профилактике заболеваний полости рта, оказанию первой медицинской помощи при жизнеугрожающих состояниях, а также мероприятий, направленных на профилактику заболеваний репродуктивной сферы и раннее выявление онкологических заболеваний;

- проведение мероприятий, направленных на снижение вреда здоровью жителей Ребрихинского района, обусловленного факторами риска неинфекционных заболеваний (НИЗ): артериальной гипертонии, сахарного диабета, ишемической болезни сердца (ИБС), гиподинамии, пагубного употребления табака и алкоголя, нерационального питания и стресса и др.;

- формирование благоприятного информационного пространства;

- проведение мероприятий, направленных на обеспечение диспансеризации и профилактических осмотров определенных групп взрослого населения;

- проведение мероприятий, направленных на охват населения профилактическими прививками в соответствии с Национальным календарем прививок.

Целевые индикаторы и показатели программы

Перечень показателей сформирован на основании Указа Президента РФ от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», приоритетного национального проекта «Демография» федерального проекта «Укрепление общественного здоровья», рекомендаций ВОЗ в соответствии с приоритетными направлениями Vфазы проекта «Здоровые города» и показателями здоровья населения, которые используются в медицинской статистике.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie