2020-2025 гг.
Муниципальная программа «Содействие занятости населения в Ребрихинском районе» на 2020-2025 годы
Сроки реализации программы
Эффективный рынок труда – рынок труда, который обеспечивает устойчивое сохранение и повышение занятости населения и имеет значительную долю высокоэффективных рабочих мест, трудовые ресурсы необходимой квалификации, социально приемлемое территориальное и отраслевое соотношение спроса и предложения рабочей силы, высокий уровень легальной оплаты труда, развитую инфраструктуру и единое открытое информационное пространство, минимальное время заполнения вакансий и продолжительности поиска работы, систему защиты от безработицы и условия для вовлечения в трудовую деятельность незанятых граждан;
уровень регистрируемой безработицы – удельный вес численности зарегистрированных в органах службы занятости безработных в общей численности населения в трудоспособном возрасте;
коэффициент напряженности на рынке труда – число не занятых трудовой деятельностью и стоящих на учете в службе занятости граждан, приходящихся на одну заявленную работодателями вакансию (соотношение спроса и предложения на рабочую силу);
уровень повышения конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда – удельный вес численности безработных граждан, направленных службой занятости населения на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, к среднегодовой численности безработных граждан.
Состояние рынка труда находится в прямой зависимости от социально-экономических процессов, протекающих не только в районе, но и в регионе в целом.
В 2018 - 2019 годах по основным индикаторам рынка труда в Ребрихинском районе закрепились положительные тенденции.
Общая численность безработных в 2019 году снизилась по сравнению с 2018 годом на 35 человека (с 788 человек, или 6,7 % от экономически активного населения, в 2018 году до 753 человек, или 6,3 %, в 2019 году).
За два года численность зарегистрированных безработных снизилась на 69 человек (12,3 %): с 430 человека на 01.01.2019 до 361 человек на 01.01.2020. К началу ноября 2014 года численность безработных составила 256 человека.
Наметилась устойчивая тенденция к снижению коэффициента напряженности на рынке труда. Численность незанятых граждан, зарегистрированных в Центре занятости населения, в расчете на одну вакансию уменьшилась с 7,4 чел. на 01.01.2019 до 5,8 чел. на 01.01.2020 (на 01.11.2019 – 2,7 чел.).
Численность занятого населения увеличилось на 126 человек (1,1 %) с 11758 человек в 2018 году до 11884 человек в 2019 году.
По оценке в 2019 году уровень общей безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда, в среднегодовом исчислении составит 6,1 %. Уровень регистрируемой безработицы в среднем за 2019 составит 3,5% . Наибольший уровень безработицы в среднегодовом исчислении наблюдается на раз-д Дальний (9,5%), в с.Зеленая Роща (7,4%), с.Куликово (8,8%), пос.Тулай (9,5%), с.Шумилиха (6,3%), с.Касмалинка (6,3%). В районе насчитывается 4 населенных пунктов, не имеющих предприятий – товаропроизводителей (пос.Майский, пос.Орел, пос.Ключевка, пос.Пеньки) с численностью населения в трудоспособном возрасте 157 человек, из них 5 человек официально зарегистрированы безработными, уровень официально зарегистрированной безработицы по данным территориям составляет 3,2 %.
Вместе с тем на рынке труда существует проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. К ним относятся женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, инвалиды, граждане предпенсионного и пенсионного возраста, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных организаций без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы).
Кроме того, актуальной проблемой на рынке труда района по-прежнему остается низкий уровень оплаты труда – каждая вторая вакансия, заявляемая работодателями в службу занятости населения, предусматривает оплату труда в размере минимальной оплаты труда, установленную законодательством.
Необходимо привлечение и закрепление в бюджетном секторе квалифицированных специалистов, в том числе путем создания рабочих мест конкурентоспособных на рынке труда. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость повышения заработной платы в бюджетном секторе до конкурентоспособного уровня.
Согласно прогнозным данным 2020-2025 г.г. в районе будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста (примерно на 250 человек ежегодно), что приведет к снижению численности экономически активного населения и, как следствие, - к сокращению предложения трудовых ресурсов.
Численность занятых в экономике будет сокращаться с 11,9 тыс. человек в 2015 году до 9,9 тыс. человек в 2025 году.
При сохранении наметившихся положительных тенденций в экономической ситуации и повышении спроса на рабочую силу численность безработных граждан, рассчитанная по методологии МОТ, снизится с 753 человек в 2019 году до 521 человека в 2025 году, а уровень безработицы - с 6,3% и 5,3% от численности экономически активного населения соответственно. В 2020-2025 годах численность безработных граждан и уровень безработицы будет снижаться с 361 человека в 2020 году до 284 человек в 2025 году, уровень безработицы с 3,3% до 2,9% соответственно.
Снижению безработицы будет существенно способствовать изменение демографической структуры: значительно сократится численность молодежи, в наибольшей степени подверженной риску безработицы.
По мере повышения качества предоставляемых услуг в области содействия занятости населения увеличится численность безработных граждан, обращающихся в органы службы занятости. В этой связи прогнозируется сближение регистрируемой и общей безработицы до 3,0 к 2025 году.
В связи с вышеизложенным, возникает необходимость реализации системы мероприятий, которая позволит комплексно решать проблемы, актуальные для рынка труда района в целом и отдельных его территорий с учетом приоритетов развития Ребрихинского района на среднесрочную перспективу. С помощью программно-целевого метода необходимо обеспечить адресность инвестирования бюджетных средств, концентрацию сил и средств на приоритетных направлениях государственной политики занятости населения, своевременное реагирование на возникающие изменения в сфере занятости населения, координацию действий отдельных участников рынка труда.
Основные цели, принципы и задачи программы
Целью программы является создание условий для развития эффективного рынка труда, обеспечивающего стабильный рост качества занятости и уровня жизни населения Ребрихинского района.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
обеспечение экономики района трудовыми ресурсами, необходимыми для его устойчивого социально-экономического развития;
содействие сохранению имеющихся и созданию новых рабочих мест;
реализация системы государственных гарантий гражданам в осуществлении права на труд и защиту от безработицы;
стимулирование работодателей к трудоустройству граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Целевые индикаторы и показатели программы
уровень официально зарегистрированной безработицы по отношению к численности трудоспособного населения (на конец периода);
уровень повышения конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда;
доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы;
количество созданных и сохраненных рабочих мест для трудоустройства ищущих работу и безработных граждан;
доля трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы;
численность инвалидов, трудоустроенных на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;
отношение численности трудоустроенных инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места к общей численности инвалидов в трудоспособном возрасте.