Как эмоции помогают в принятии решений и какую роль в этом играет физическая культура? Рассказывают старшие преподаватели кафедры ГиЕНД Алтайского филиала РАНХиГС Елена Чудоякова, Иван Халев и Наталья Молчкова.
«Мы привыкли думать, что эмоция – это что-то нелогичное и мешающее, то, что отнимает у нас много времени и сил. Но на самом деле эмоции – это важный механизм, созданный природой для принятия решений», – отметила Елена Чудоякова, старший преподаватель кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Алтайского филиала РАНХиГС.
Слово «эмоция» произошло от латинского emovere – «двигать», поэтому эмоции заставляют нас что-то делать.
«Все эмоции мы ощущаем благодаря телу. Тело и психика неразрывно связаны, и все наши состояния проявляются именно через него: реагируют пульс, дыхание, сердцебиение, появляются ощущения разной интенсивности, могут потеть ладони или появиться испарина на лбу», – рассказывает Наталья Молчкова, старший преподаватель кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Алтайского филиала РАНХиГС.
«Любую эмоцию можно описать через ощущение в теле. Например, радость мы можем ощущать как легкость, тепло в груди. Про волнение иногда говорят «бабочки в животе». Горе мы можем ощущать как тяжесть, а гнев – как что-то горячее и распирающее. И когда мы теряем контакт с телом и с телесным переживанием эмоций, мы теряем полноту ощущений. Мы не ощущаем боли, но одновременно с этим мы не ощущаем и радости – ведь нельзя чувствовать одни эмоции и не чувствовать другие», – отмечает в своем рассказе Иван Халев, старший преподаватель кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Алтайского филиала РАНХиГС.
Почему нам так важно научиться пользоваться эмоциями? Для того чтобы обратить их себе на пользу. Часто говорят, что эмоциями необходимо управлять или контролировать их. Тогда мы либо отключаем их полностью, либо, если эмоции слишком сильны и побеждают, проваливаемся в них с головой. Обе эти стратегии несут мало пользы, но требуют много сил. Яркий пример этого эффекта приводит Елена Чудоякова.
«Мы все можем вспомнить дни, когда в академии студенты и преподаватели получают умственную нагрузку непрерывно в течение четырех и более пар. В конце дня вы чувствуете себя очень уставшими. Но если бы в режиме дня присутствовала физическая активность, позволяющая высвободить эмоциональное напряжение, то физическому и эмоциональному состоянию стало бы гораздо легче!», – рассказала Елена Чудоякова, старший преподаватель кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Алтайский филиал РАНХиГС.
Как мы помним, эмоции были созданы природой, чтобы побудить нас к действию-движению. У каждой эмоции оно своё. Как же связаны физическая культура и эмоции? Тренировки– это хорошая разгрузка, в том числе эмоциональная. Когда мы не проживаем эмоции в течение дня, они остаются у нас в теле в виде непереработанных гормонов и нейромедиаторов, а движение помогает от них избавиться. Например, гормон стресса – кортизол – лучше всего «выходит» с потом (и со слезами тоже, но мы предпочитаем все-таки попотеть). Получается, что физическая культура – это как минимум разгрузочное средство для совладения с ежедневным стрессом, так как он нейтрализует эмоциональные токсины.
Эксперты считают, что если вы научитесь избавляться от негативных эмоций прямо в моменте, тогда тренировки будут давать вам дополнительный ресурс. Когда мы занимаемся спортом, в тело поступает коктейль из разнообразных нейромедиаторов, улучшающих работу мозга. Эту энергию можно направить на творчество, поиск возможностей, на успех в учебе.