Как раньше, так и в актуальное время быт и деятельность граждан очень тесно связаны с земельными участками.
Как показывает практика в настоящее время ситуация с земельными участками (с выявлением неучтенных, определением и созданием новых, установкой и уточнением их границ) всё больше приводится в порядок, что, соответственно, приводит к большему количеству надлежащим образом оформленных и зарегистрированных за гражданами земельных участков.
А поскольку земельные участки находятся можно так сказать в одной плоскости, то увеличилось и количество соприкосновений прав граждан в области земельных правоотношений, как с положительным, так и отрицательным оттенком.
Это замечательно, когда граждане самостоятельно и обоюдно решают какие-либо проблемы в рамках действующего правового поля и договоренностей. Но также остаются или возникают ситуации, когда граждане не могут найти способ разрешения конфликтов при принятии решений, при котором отсутствуют принципиальные возражения у заинтересованных лиц. Причем стоит учитывать, что есть ситуации, при которых не всегда есть однозначно виновная сторона, которая злоупотребляет своими правами и тем самым нарушает права другой стороны. Где-то конфликтная ситуация может развиться из непредумышленных действий или противоречии действующих документов. В самых неоднозначных и сложных ситуациях в действующем законодательстве (пункт 1 статьи 64 Земельного кодекса РФ) прямо предусмотрено разрешение споров проблем в судебном порядке (включая оспаривании результатов межевания или оспаривание зарегистрированных прав граждан), где при необходимости даже может быть назначена судебная экспертиза.
Но в любом случае остаются бытовые конфликты интересов, при которых возникает посягательство на имущественные права граждан, в результате чего может быть причинен ущерб законным правам и интересам лиц. Такие ситуации зачастую требуют более оперативного вмешательства в спорную ситуацию, для чего государством предусмотрена специальная административная система по защите прав и интересов граждан в области земельного законодательства.
Определенным набор функций по государственному земельному надзору на территории Ребрихинского района Алтайского края уполномочен Ребрихинский отдел Управления Росреестра по Алтайскому краю (далее – Управление). Почти аналогичным набором функций, но уже на уровне муниципального земельного контроля Администрация Ребрихинского района Алтайского края.
Основными сферами правоотношений, за которыми осуществляется контроль (надзор) органами государственной власти и органами местного самоуправления, являются:
– недопущение самовольного занятия земельного участка и использование земли без установленных прав (ответственность предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ);
– использование земельного участка не по целевому назначению (ответственность предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ);
– неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в течение установленного законом срока (ответственность предусмотрена частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ);
Стоит отметить, что зачастую уже после мер воздействия (таких как предписание, предостережение, административный штраф) нарушение требований земельного законодательства прекращаются со стороны граждан-правонарушителей.
Если же и указанных мер будет недостаточно, то последнее слово уже может быть только за судебной инстанцией.