В этом году исполнилось 10 лет действия продовольственного эмбарго, введенного указом Президента России от 6 августа 2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Этот период стал знаковым для российского агропромышленного комплекса, показавшего значительный рост производства, широкое внедрение передовых технологий и обеспечившего нашей стране лидерство на мировом продовольственном рынке по многим ключевым направлениям.
За 2014-2023 годы фактический рост производства в сельском хозяйстве составил 33,2%, а по пищевым продуктам – 42,9%. За 10 лет отечественный аграрный экспорт увеличился в 2,6 раза и составил 43,5 млрд долларов по итогам прошлого года против 17,1 млрд долларов в 2013 году. Сегодня Россия направляет продовольствие более чем в 160 стран и является мировым лидером по поставкам пшеницы, гороха, ячменя, масличного льна, мороженной рыбы, занимает ведущие позиции по подсолнечному маслу и ряду другой продукции.
«В разрезе основных видов продовольствия потенциал экспорта различен. Если для зерна и растительного масла альтернативы экспорту в России нет, поскольку среднедушевое их производство существенно выше внутреннего спроса, то по молочной продукции, например, о достижении показателей самообеспеченности говорить не приходится – экспорт здесь рассматривается лишь как инструмент снижения давления запасов на рынок молока и молочной продукции. В условиях повышения покупательной способности населения России по молочной продукции добиться увеличения поставок молочной продукции на мировые рынки будет достаточно сложно.
Достаточно любопытная статистика по мясу, экспорт которого существенно увеличился в последние годы преимущественно за счет вывоза свинины и мяса птицы, в т.ч. индейки. Если рассматривать направление экспорта мяса из России в Китай, то большой потенциал поставок свинины определен благоприятной ценовой конъюнктурой – цены на китайском рынке примерно на 30-40% выше внутрироссийских. Однако есть сдерживающий фактор, связанный с эпизоотическими проблемами в свиноводстве, а также особенности согласования списка российских компаний, аккредитованных в качестве экспортеров в Китай. В настоящее время лишь три российских предприятия получили доступ на рынок Китая: АПХ «Мираторг», ГК «Русагро» и ООО «Великолукский мясокомбинат» (фактически поставки были начаты лишь в феврале 2024 г.). Решению предшествовали многолетние переговоры на межгосударственном уровне – ограничения на импорт российской свинины в Китай были наложены еще в 2008 г.
В целом для экспорта продукции АПК в России имеется существенный потенциал, но есть и сдерживающие факторы, в том числе запрет на экспорт пшеницы всеми видами транспорта через Казахстан, а также сложности с осуществлением банковского обслуживания внешнеторговых сделок в условиях усиления финансового давления ряда западных стран. Частично на решение проблем осуществления банковских трансакций направлено обсуждаемый в настоящее время механизм бартерных сделок с Китаем. Бартерная торговля позволит странам решить проблему с платежами, снизить валютные риски и уменьшить контроль западных регуляторов за двусторонними сделками», – прокомментировал Сергей Воробьев, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала Президентской академии.