С 1 сентября вносятся изменения во многие законодательные акты, в том числе в сфере здравоохранения. Так, вступают в силу и будут действовать в течение 3-х лет Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 мая 2023 года № 736, в связи с этим утрачивают силу ранее действовавшие Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04 октября 2012 года № 1006. Об основных нововведениях в этой сфере расскажет старший преподаватель кафедры частного права Елена Козьякова.
Новые Правила предоставления платных медицинских услуг прямо называют пациентов потребителями и предусматривают, что медицинские услуги могут оказывать не только медицинские организации, но и индивидуальные предприниматели.
Правила № 736 содержат закрытый перечень случаев, когда медицинским учреждениям – участникам программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи разрешено оказывать медицинские услуги за плату (пункт 8). Так, им впервые предоставлено право назначать и применять по медицинским показаниям лекарственные препараты, не входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших, если их назначение и применение не обусловлены жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости, и эти препараты не закупаются за счет бюджета.
Аналогичное правило закреплено в отношении медицинских изделий и лечебного питания. Кроме того, медорганизации вправе за плату устанавливать индивидуальный пост медицинского наблюдения в стационарах, но лишь в случае отсутствия для этого медицинских показаний, в противном случае индивидуальный пост должен быть установлен бесплатно.
«Важной гарантией защиты прав пациента является закрепленное в пункте 9 Правил № 736 требование о том, что оказание платных медицинских услуг медицинскими организациями, реализующими программы обязательного медицинского страхования, не должно приводить к снижению объемов и увеличению сроков ожидания оказания бесплатной медицинской помощи», – добавила Елена Козьякова, старший преподаватель кафедры частного права.
В Правилах № 736, в отличие от ранее действовавших Правил № 1006, предусмотрено, что при оказании платных медицинских услуг, помимо порядков оказания медицинской помощи, медицинские организации должны руководствоваться утверждаемым Минздравом России положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, клиническими рекомендациями и стандартами медицинской помощи (пункт 10).
В новых Правилах расширен перечень информации, которую медицинская организация в наглядной и доступной форме должна предоставить пациенту при оказании платных медицинских услуг (пункт 17).
К ней относятся:
• сроки ожидания бесплатной медицинской помощи (если медицинская организация участвует в территориальной программе ОМС);
• сроки ожидания платной медицинской помощи;
• стандарты медицинской помощи и клинические рекомендации (при их наличии), с учетом и на основании которых оказываются медицинские услуги (они размещаются на информационных стендах и на сайте медорганизации в виде соответствующих ссылок);
• график работы врачей, оказывающих платные медицинские услуги;
• перечень льгот, предоставляемых при оказании платных медицинских услуг, а также перечень лиц, которые могут претендовать на льготы;
• образцы договоров;
• форма и способы направления обращений (жалоб) и др.
Правила № 736 прямо устанавливают, что требования пациентов рассматриваются и удовлетворяются в порядке, установленном законодательством о защите прав потребителей.
В договоре об оказании платных медицинских услуг должны быть прописаны порядок и условия выдачи пациенту или его законному представителю копий медицинских документов (или выписки из них), которые отражают состояние здоровья пациента после получения платных медицинских услуг. При этом дополнительная плата за предоставление таких документов взиматься не может.
В новых Правилах изменены условия предоставления дополнительных платных медицинских услуг, которые не были поименованы при заключении договора. Если ранее достаточно было получить согласие пациента на оказание дополнительных услуг, то теперь необходимо оформить дополнительное соглашение или заключить новый договор с указанием перечня дополнительных услуг и их стоимости, если в основном договоре не предусмотрен иной порядок.
Уплаченные пациентом денежные средства при нарушении сроков оказания медицинской услуги или выявлении недостатков в ней, возвращаются в соответствии с нормами главы III Закона РФ «О защите прав потребителей», то есть в течение 10 дней со дня предъявления такого требования.
Кроме того, Правила № 736 предусматривают, что медицинская организация в любом случае обязана выдать потребителю документ, подтверждающий факт осуществления расчета, даже если у нее отсутствует обязанность по применению контрольно-кассовой техники (пункт 32). При этом в пункте 33 Правил указан минимальный перечень документов, подтверждающих фактические расходы на лечение, которые медицинская организация обязана предоставить по обращению потребителя.
Раздел VI Правил посвящен особенностям оказания медицинских услуг при заключении договора дистанционным способом, через сайт медицинской организации. Закреплен перечень информации, с которой потребитель должен иметь возможность ознакомиться на сайте при заключении такого договора (пункт 43).
Договор считается заключенным со дня оформления сторонами согласия либо совершения действий по выполнению условий договора, в том числе по оплате медицинских услуг (пункт 45). С этого момента медицинская организация не может изменять условия договора в одностороннем порядке.
Исполнитель должен предоставить пациенту подтверждение заключения договора. Для идентификации пациента может использоваться учетная запись на Едином портале госуслуг. Договор подписывается электронными подписями сторон, при этом причем пациент вправе пользоваться любым видом электронной подписи, включая простую (логин и пароль), а для исполнителя обязательна усиленная квалифицированная электронная подпись.
Как видим, новые правила оказания платных медицинских услуг, затрагивают интересы, как потребителей, так и исполнителей этих услуг, корректируя и дополняя порядок их оказания.