Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определен порядок организации и проведения публичного мероприятия, а также гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия на территории Российской Федерации.
Указанный Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, разработан в целях обеспечения общественного порядка и безопасности граждан при проведении таких мероприятий.
При этом, согласно ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, повлекших причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти деяния не содержат уголовно-наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 000 до 20 000 рублей, или обязательные работы сроком на 40 часов.
В свою очередь, родители и законные представители несовершеннолетних участников несанкционированных массовых мероприятий могут быть также привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
Кроме того, за вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, ч. 1.1. ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 рублей, обязательных работ на срок от 20 до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток, на должностных лиц от 50 000 до 100 000 рублей, на юридических лиц от 250 000 до 500 000 рублей.
В свою очередь, статьей 212.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно.
В марте 2022 года Федеральным законом от 04.03.2022 № 32-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
Так, статьей 207.3 УК РФ устанавлена уголовная ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Уголовный кодекс РФ также дополнен статьей 280.3 УК РФ, которой установлена уголовная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ, в том числе за публичные призывы к воспрепятствованию их использования в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности, совершённые лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.
Кроме того, статья 284.2 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан РФ или российских юридических лиц, совершённые гражданином РФ после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.
Федеральным законом от 04.03.2022 № 31-ФЗ в КоАП РФ введена статья 20.3.3, которая установила административную ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Кроме того, за призывы к осуществлению иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза мер ограничительного характера, выражающихся во введении или в продлении политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, совершенные гражданином Российской Федерации и (или) российским юридическим лицом, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 20.3.4 КоАП РФ.
Заместитель прокурора
Ребрихинского района
юрист 1 класса А.А. Гришаков